
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», с учетом письма Минобразования России от 23.03.2004 № 14- 51-70/13 «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», Методических рекомендаций ФГБНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» от 31.05.2017, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
1.2. Положение является локальным актом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Уллугатагская СОШ им. И.Р. Мехтиханова» (далее – МКОУ «Уллугатагская СОШ им. И.Р. Мехтиханова») и определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению школы.
1.3. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими, справочными и прочими документами учитывается при лицензировании школы.
1.5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями Министерства просвещения РФ и Министерства образования Республики Дагестан, Уставом школы, настоящим Положением, утвержденным директором школы.
1.6. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, негативно влияющей на несовершеннолетних, и (или) содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные ч.1 ст. 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст.ст. 3 и 5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности»
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
- В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
1.8. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Цели и задачи
2.1. Цели школьной библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-, DVD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
д) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• в установленном порядке комплектует фонд печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);
• участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
• комплектует универсальный фонд научными, справочными, педагогическими, научно-популярными, художественными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, сверяя поступающие издания с федеральными списками экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, утвержденными Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) содействует внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования;
IV. Организация деятельности школьной библиотеки
4.1. Структура школьной библиотеки: помимо абонемента, включены отдел учебников, компьютерная зона, медиатека, множительная техника.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, планом работы библиотеки.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры и имущества библиотеки.
4.5. Режим работы школьной библиотеки определяется её заведующим в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутренней библиотечной работы;
• одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
4.6. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки и контроль ее деятельности осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой назначается руководителем школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности школьной библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации.
5.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю школы на утверждение следующие документы:
а) Положение о школьной библиотеке;
б) Правила пользования школьной библиотекой;
в) структуру и штатное расписание библиотеки;
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники школьной библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности работников школьной библиотеки
6.1. Работники имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и настоящем Положении;
б) проводить в установленном порядке библиотечные уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем школы, и по согласованию с родительским комитетом (Управляющим советом школы) или иным объединением, созданным родителями обучающихся, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки (за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители);
е) иметь ежегодный отпуск сроком 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2 Работники библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, согласно реализуемым основным образовательным программам, учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), а также с учетом интересов, потребностей и запросов всех категорий пользователей;
д) проводить в установленном порядке работу, направленную на предупреждение экстремисткой деятельности в т.ч.:
• использовать в работе библиотеки актуальную редакцию Федерального списка экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, утвержденного Федеральным органом исполнительной власти;
• 1 раз в год проводить сверку библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов;
• в случае обнаружения экстремистских материалов в фонде, изымать и списывать документы в установленном порядке.
е) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
ж) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
з) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
и) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы;
к) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей школьной библиотеки
7.1. Пользователи имеют право в установленном порядке:
а) получать полную информацию о составе фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
в) получать во временное пользование на абонементе печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
г) продлевать срок пользования документами;
д) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
е) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю школы.
7.2. Пользователи школьной библиотекой обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, стираний текста и т.п. вредоносных действий), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотечного фонда, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работникам библиотеки. е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
ж) возвращать документы в установленные сроки;
з) заменять документы в случае их утраты или порчи им равноценными;
и) за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда несовершеннолетними читателями, ответственность несут их родители (законные представители);
к) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе, если не оговорено иное.
VIII. Порядок пользования библиотекой
8.1. Запись обучающихся школы в библиотеку производится на абонементе по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы - по паспорту.
8.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
8.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр в традиционном печатном или электронном виде. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в библиотеку.
8.4. Обеспечение учащихся школы учебниками осуществляется коллективным способом через классных руководителей в установленном порядке.
IX. Порядок пользования абонементом
9.1. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно и утверждаются в Правилах пользования школьной библиотекой, в т.ч.:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
• учебники, учебные пособия – один (текущий) учебный год;
• научно-популярная, познавательная, художественная литература – 2 недели;
• периодические издания, издания повышенного спроса – 1 неделя;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
г) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в библиотеке.
X. Порядок работы с компьютером, расположенным в компьютерной зоне школьной библиотеки
10.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии сотрудника библиотеки.
10.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно.
10.3. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки.
10.4. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату, причиняющим вред здоровью и развитию детей, и (или) к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистских материалов.
10.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», с учетом письма Минобразования России от 23.03.2004 № 14- 51-70/13 «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», Методических рекомендаций ФГБНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» от 31.05.2017, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
1.2. Положение является локальным актом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Уллугатагская СОШ им. И.Р. Мехтиханова» (далее – МКОУ «Уллугатагская СОШ им. И.Р. Мехтиханова») и определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению школы.
1.3. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими, справочными и прочими документами учитывается при лицензировании школы.
1.5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями Министерства просвещения РФ и Министерства образования Республики Дагестан, Уставом школы, настоящим Положением, утвержденным директором школы.
1.6. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, негативно влияющей на несовершеннолетних, и (или) содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные ч.1 ст. 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст.ст. 3 и 5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности»
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
- В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
1.8. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Цели и задачи
2.1. Цели школьной библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-, DVD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
д) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• в установленном порядке комплектует фонд печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);
• участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
• комплектует универсальный фонд научными, справочными, педагогическими, научно-популярными, художественными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, сверяя поступающие издания с федеральными списками экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, утвержденными Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) содействует внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования;
IV. Организация деятельности школьной библиотеки
4.1. Структура школьной библиотеки: помимо абонемента, включены отдел учебников, компьютерная зона, медиатека, множительная техника.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, планом работы библиотеки.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры и имущества библиотеки.
4.5. Режим работы школьной библиотеки определяется её заведующим в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутренней библиотечной работы;
• одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
4.6. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки и контроль ее деятельности осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой назначается руководителем школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности школьной библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации.
5.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю школы на утверждение следующие документы:
а) Положение о школьной библиотеке;
б) Правила пользования школьной библиотекой;
в) структуру и штатное расписание библиотеки;
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники школьной библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности работников школьной библиотеки
6.1. Работники имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и настоящем Положении;
б) проводить в установленном порядке библиотечные уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем школы, и по согласованию с родительским комитетом (Управляющим советом школы) или иным объединением, созданным родителями обучающихся, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки (за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители);
е) иметь ежегодный отпуск сроком 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2 Работники библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, согласно реализуемым основным образовательным программам, учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), а также с учетом интересов, потребностей и запросов всех категорий пользователей;
д) проводить в установленном порядке работу, направленную на предупреждение экстремисткой деятельности в т.ч.:
• использовать в работе библиотеки актуальную редакцию Федерального списка экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, утвержденного Федеральным органом исполнительной власти;
• 1 раз в год проводить сверку библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов;
• в случае обнаружения экстремистских материалов в фонде, изымать и списывать документы в установленном порядке.
е) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
ж) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
з) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
и) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы;
к) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей школьной библиотеки
7.1. Пользователи имеют право в установленном порядке:
а) получать полную информацию о составе фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
в) получать во временное пользование на абонементе печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
г) продлевать срок пользования документами;
д) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
е) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю школы.
7.2. Пользователи школьной библиотекой обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, стираний текста и т.п. вредоносных действий), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотечного фонда, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работникам библиотеки. е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
ж) возвращать документы в установленные сроки;
з) заменять документы в случае их утраты или порчи им равноценными;
и) за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда несовершеннолетними читателями, ответственность несут их родители (законные представители);
к) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе, если не оговорено иное.
VIII. Порядок пользования библиотекой
8.1. Запись обучающихся школы в библиотеку производится на абонементе по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы - по паспорту.
8.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
8.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр в традиционном печатном или электронном виде. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в библиотеку.
8.4. Обеспечение учащихся школы учебниками осуществляется коллективным способом через классных руководителей в установленном порядке.
IX. Порядок пользования абонементом
9.1. Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно и утверждаются в Правилах пользования школьной библиотекой, в т.ч.:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
• учебники, учебные пособия – один (текущий) учебный год;
• научно-популярная, познавательная, художественная литература – 2 недели;
• периодические издания, издания повышенного спроса – 1 неделя;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
г) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в библиотеке.
X. Порядок работы с компьютером, расположенным в компьютерной зоне школьной библиотеки
10.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии сотрудника библиотеки.
10.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно.
10.3. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки.
10.4. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату, причиняющим вред здоровью и развитию детей, и (или) к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистских материалов.
10.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.